Официальная позиция Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА) по проекту профессионального стандарта врача-психиатра

Учитывая поступившее приглашение рабочей группы разработчиков профессионального стандарта к обсуждению в профессиональном сообществе предлагаемого варианта (http://psychiatr.ru/news/726), считаем необходимым выразить нашу официальную позицию в форме следующих замечаний:

  1. Признавая насущную необходимость разработки профессионального стандарта по специальности «Психиатрия» выражаем глубокую озабоченность по поводу замены термина «субспециальность» и «специальность» в предлагаемом варианте стандарта термином «трудовая функция», что создает основания к ликвидации психотерапии как самостоятельной врачебной специальности, и, в таком случае, является безусловным шагом назад, как с точки зрения общепризнанных мировых стандартов оказания медицинской помощи, так и с точки зрения многолетних достижений отечественной психотерапевтической школы.
  2. В настоящее время в системе бюджетного здравоохранения отмечается острый дефицит квалифицированных врачей-психотерапевтов, в особенности в амбулаторном звене и общесоматической сети. Существует практика совмещения функциональных обязанностей врача-психиатра и врача-психотерапевта, что приводит к снижению качества психотерапевтической помощи, так как психотерапевтическая деятельность реализуется по «остаточному принципу», после выполнения основных обязанностей врача-психиатра. Замена специальности (субспециальности) на «трудовую функцию» существенно снижает значимость психотерапии как вида медицинской помощи и не соответствует объему выполняемых задач и трудовых функций врача-психотерапевта.
  3. Снижение доступности для населения психотерапевтической помощи также во многом обусловлено стигматизацией психиатрии. Решением для данной ситуации могло бы быть сохранение психотерапии как отдельной медицинской специальности, расширение сети консультативных психотерапевтических кабинетов в общесоматической и поликлинической сети, что позволило бы повысить доступность специализированной помощи для лиц, страдающих пограничными нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, и снизить непрофильную нагрузку на врачей общесоматического профиля в амбулаторном звене.
  4. Предлагаемый вариант профессионального стандарта в описании трудовой функции «психотерапии» содержит крайне редуцированные, упрощенные описания психотерапевтических вмешательств, не отражающих специфику построения терапевтических отношений, динамику психотерапевтического процесса и специфику методов психотерапии, используемых в лечении.
  5. В случае внедрения профессионального стандарта в предложенном виде не могут быть выполнены общепризнанные международные требования к обучению врачей-психотерапевтов, включающие обязательное прохождение специализированного тренинга, личной психотерапии, профессиональной дидактической (наставнической) супервизии в необходимом количестве учебных часов. Напротив, возникает повод для необоснованного сокращения длительности образовательных программ, что может послужить основанием для ликвидации и реорганизации кафедр психотерапии и учебных программ профессиональной переподготовки.
  6. Признавая важность и необходимость получения врачами-психотерапевтами профильного образования по психиатрии в рамках системы последипломного образования, считаем важным подчеркнуть интердисциплинарный характер психотерапии, в связи с чем, обучение психотерапии требует получение значительно большего объема знаний в области общей и медицинской психологии, профессиональной этики, специализированной психотерапевтической диагностики и отработки устойчивых профессиональных навыков в рамках специализированных тренингов с учетом специфики каждого направления психотерапии. Исходя из этого, целесообразным является создание субспециальностей (психотерапевт психодинамического, когнитивно-поведенческого, гуманистического направления, семейный психотерапевт) на базе отдельной первичной двухгодичной ординатуры с разработкой соответствующих программ переподготовки. В этом случае могут быть получены и отработаны навыки, необходимые для практической работы на базе интегрированной и непротиворечивой фундаментальной теоретической подготовки. Предлагаемый вариант профессионального стандарта, напротив, переводит психотерапию в разряд вспомогательных функций врача-психиатра, что противоречит современным представлениям о возможностях психотерапии как вида специализированной помощи.
  7. Предлагаемый вариант профессионального стандарта не содержит описаний специфики деятельности врача-психотерапевта в индивидуальном и групповом варианте психотерапии, не указаны основные описания предлагаемых вмешательств, критерии эффективности и временные нормативы, что затрудняет оценку качества и эффективности специализированной помощи и создает возможность для противоречивых требований к специалисту.
  8. В предлагаемом варианте профессионального стандарта в рамках трудовой функции «психотерапии» упор сделан на деятельности полипрофессиональной психотерапевтической бригады. Признавая эффективность данной модели в рамках специализированной стационарной помощи в большой психиатрии и наркологии, стоит признать ограниченную эффективность данной модели в рамках системы амбулаторной помощи, где в основном отмечается имитация деятельности подобных бригад, возникают ролевые конфликты специалистов (врачей-психиатров, врачей-психотерапевтов и клинических психологов). Поэтому за основу описания трудовых функций врача-психотерапевта стоит принять практику индивидуальной работы в амбулаторной сети (диспансерах и общесоматических поликлиниках), а модель полипрофессиональной бригады стоит подробнее описать в стационарном варианте оказания медицинской, и прежде всего психиатрической помощи.

Обобщая вышесказанное, предлагаем закрепить гарантии сохранения врачебной психотерапии как самостоятельной специальности в нормативных актах Министерства Здравоохранения в целях приведения в соответствие с принятыми общемировыми стандартами в области оказания психотерапевтической помощи. Российская Психотерапевтическая Ассоциация (РПА) готова принять участие в разработке  отдельного профессионального стандарта врача-психотерапевта.