Практика оформления медицинской документации. Медицинская карта стационарного больного

Небрежное отношение к ведению медицинской документации грозит врачам и медицинским организациям серьезными последствиями – к медицинской организации могут быть применены штрафные  санкции  со  стороны  страховых  медицинских  компаний  и территориальных фондов ОМС. Настоящая статья подготовлена по материалам выступления Марины Еругиной, заведующей  кафедрой общественного здоровья ФГБОУ ВО Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России на конференции  «Медицина и право: новые реалии» для медицинских работников Саратовской области.

Типичные ошибки 

Медицинская деятельность относится к рисковой деятельности. Огромное значение для снижения рисков имеет правильное оформление медицинской документации, так как при любых контрольных мероприятиях в медицинской организации, как в рамках государственного контроля, так и в рамках проверок страховыми медицинскими организациями, проверяющие органы обращаются именно к медицинской документации.

Силами кафедры общественного здоровья Саратовского государственного медицинского университета было проведено исследование практики оформления медицинских карт стационарных  больных для составления сложившегося алгоритма оформления медицинской документации и дефектов в ее ведении. Было исследовано 475  медицинских карт  пациентов стационаров. 

На сегодня форма № 003/у «Медицинская карта стационарного больного» (форма № 003/у) является основным медицинским документом стационара и заполняется на каждого пациента. Исследованием были выявлены наиболее типичные нарушениям в ее оформлении. Стоить заметить, что множество дефектов при оформлении документов для пациентов больниц, сходны с нарушениями, которые допускаются и при амбулаторном лечении. 

Наиболее типичные дефекты в оформлении титульного листа медицинской карты стационарного больного:  

  • в 77% медицинских карт отсутствует время выписки пациента;  
  • в 24%  документов‐ не был заполнен раздел «доставлен по экстренным показаниям или в плановом порядке»;
  • в 7% карт ‐ не указан пол пациента;  
  • в 3% ‐ не указан диагноз направившего учреждения;  
  • При оформлении графы «кем направлен больной» в 77% карт отмечено только медицинское учреждение, в 17% – фамилия врача, в 6% –  только название кабинета. В 33% случаев ‐ в графе «кем направлен больной» указано и наименование медицинской организации, и фамилия направившего врача. Таким образом, какого-либо единообразия в оформлении этой графы на практике не существует.

Кроме этого, при анализе медицинской документации были систематизированы этапы оформления медицинской карты стационарного больного. К ним относятся: внесение данных в приемном отделении; описание жалоб, истории заболевания лечащим врачом; описание объективного статуса пациента; постановка предварительного диагноза; составление плана обследования; составление плана лечения; ведение дневниковых записей; оформление этапных эпикризов, оформление выписного эпикриза.

При этом установлено, что в медицинских картах стационарных больных имеется большое число записей, которые не регламентированы утвержденной формой № 003/у. Фактически врачи вносят информацию на свое усмотрение. Так на титульных листах карт могли быть записаны сведения о прививках, результаты исследования на гепатит С, ВИЧ или педикулез, и даже надписи, не имеющие отношения к состоянию здоровья — «вещи отправлены домой», заверенные подписью пациента. 

Записи о выполненных анализах, прививках, безусловно, важные и нужные, но существенно отличаются от официально утвержденной формы № 003/у. Во многом это объясняется тем, что с момента ее утверждения изменились требования к оформлению в медицинской документации, расширились права пациентов;  реформа системы ОМС также потребовала внесения дополнений и изменений. Поэтому медицинские работники стараются максимально отражать данные пациентов, но в действующей форме № 003/у просто нет для этого места. 

Одновременно с излишней информацией, врачами не всегда заполняются те графы, которые есть в утвержденной форме, что  говорит о низкой правовой грамотности врачей и невысоком качестве оформления  медицинской  документации в части соблюдения прав пациентов.

Например, в 80% случаев не был оформлен должным образом отказ пациента от диагностического вмешательства. При этом, в случае возникновения конфликта, правильно оформленный отказ снимает с медицинской организации штрафную  ответственность. 

В 86% случаев в картах пациентов не было никаких обоснований отступления  от  стандартов медицинской помощи,  как  при  невыполнении  отдельных  назначений,  так  и  при  назначении дополнительных  исследований, не включенных в  стандарт медицинской  помощи. Общеизвестно, что врачи часто вынуждены отступать от стандартов, так как любой человек индивидуален, со своими особенностями, аллергическими реакциями и т.п. Но в случае отклонений от стандарта, например, невыполнения некоторых процедур, или напротив, назначения дополнительных исследований, не входящих в стандарт — и то, и другое должно быть обосновано и отражено в карте пациента. В частности, обоснование назначения дополнительных исследований будет являться основанием перед проверяющими экспертами из страховых медицинских организаций для оплаты конкретного случая в полном объеме по ОМС

Еще в 66% случаев в картах стационарных больных отсутствовали записи об анализе полученных результатов диагностических исследований. Обоснование коррекции лечения, таких как назначение и отмена лекарственных препаратов,  отсутствовало в медицинских документах  в 48% случаях. 

Все эти нарушения являются типичными и позволяют утверждать, что назрела необходимость усовершенствования действующей формы  003/у  с  целью  повышения  качества  медицинской  помощи.

Три перспективных варианта 

На основании данных проведенного исследования, были предложены варианты оформления медицинской карты стационарного больного, которые одновременно позволят не только реализовать права пациента на получение информации о диагнозе, методах лечения и обследования, возможных осложнениях и прогнозе заболевания, на отказ от медицинского вмешательства и т. д., но и защитить медицинскую организацию и врачей от необоснованных претензий со стороны пациентов и страховых компаний. 

Титульный лист карты оформляется в соответствии с утвержденной формой № 003/у. После описания жалоб, анамнеза заболевания, данных обследования и постановки диагноза целесообразно ввести раздел «Обоснование госпитализации». Сегодня такого раздела нет в медицинской документации и каждый обосновывает госпитализацию на свое усмотрение.  Раздел должен оформляться в соответствии  с требованиями  Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи к условиям госпитализации.

 В данном разделе врачам следует обосновать необходимость круглосуточного врачебного наблюдения, интенсивного круглосуточного лечения либо изоляции по эпидемическим показаниям. Ведь, как показало исследование медицинских карт стационарных больных, 42% пациентов из отделений терапевтической направленности были госпитализированы  в нарушение требований Программы госгарантий, т. е. не нуждались в лечении в условиях круглосуточного стационара. По показаниям они могли лечиться амбулаторно или в условиях дневного стационара. По разным данным, число таких пациентов в целом по Российской Федерации составляет от 30 до 70% по различным нозологиям. Таким образом, мощности стационаров расходуются неэффективно. С другой стороны, раздел «Обоснование госпитализации» существенно снизит претензии страховых компаний к медицинским организациям в необоснованных госпитализациях.

Кроме того, были разработаны рекомендации для медицинских работников по оформлению медицинской документации стационарного больного, в которых предложено 3 варианта ее оформления в зависимости от ресурсного обеспечения медицинской организации и результатов информированного согласия пациента на рекомендованное обследование и лечение.

При первом варианте оформления медицинской карты стационарного больного врач назначает диагностические исследования и лечение в соответствии с перечнем, регламентированным стандартом, и лекарственные препараты из перечня, определенного  Программой госгарантий. Этот вариант возможен тогда, когда пациент полностью соглашается на предложенное обследование и лечение, а его информированное согласие оформляется записью в медицинской карте стационарного больного: следующим образом – «О методах диагностики, лечения, осложнениях, побочных эффектах, прогнозе, диагнозе, альтернативных способах лечения информирован. С предложенным обследованием и лечением согласен». И заверяется подписью пациента.  

Преимущества данного варианта в том, что лечение и обследование для пациента полностью бесплатные, а также сводится к минимуму риск возникновения претензий как со стороны пациента, так и со стороны контролирующих организаций. К недостаткам данного варианта можно отнести то, что врач ограничен Программой госгарантий и фиксированным перечнем лекарственных препаратов и, возможно, не использует все достижения современной науки для лечения конкретного больного, поскольку они не входят в Программу госгарантий.

Второй вариант оформления медицинской карты выбирается в случае, если пациент не согласен на выполнение некоторых диагностических процедур или исследований. Или, если вместо лекарственных препаратов, предусмотренных Программой госгарантий, предпочитает выбрать более эффективное средство, о котором его проинформировал врач.  В таком случае в карте делается запись либо об отказе от того или иного медицинского вмешательства, либо о медикаментозном предпочтении пациента. Запись может быть оформлена следующим образом – «О методах диагностики, лечения, осложнениях, побочных эффектах, прогнозе, диагнозе, альтернативных способах лечения информирован. С предложенным планом обследования и лечения согласен, за исключением…. (вносятся исключения) Настаиваю на назначении (записывается препарат, на котором настаивает пациент)… который буду получать на возмездной основе».  

Запись заверяется подписью пациента. При этом пациент обязательно удостоверяет, что это был его личный осознанный выбор, что именно он принял решение либо отказаться от каких-либо процедур, либо, напротив, прибегнуть к лекарственным средствам, которые не включены в Программу госгарантий и которые он добровольно соглашается оплатить.

В этом случае на медицинскую организацию  не будут наложены штрафные санкции контролирующими органами. И даже если пациент решит обратиться с запросом о компенсации расходов на приобретение лекарственных средств, то проблемы у медорганизации возникнут только в том случае, если врач не оформил письменно предпочтения пациента, а пациент не удостоверил подписью, что это был его личный свободный выбор. 

К преимуществам данном варианта можно отнести возможность достижения более быстрого клинического эффекта от лечения, врач наделяется большей свободой действий поскольку может выйти за рамки Программы госгарантий и использовать самые передовые методы. К недостаткам данного способа можно отнести то, что при несоблюдении процедуры оформления в медицинской документации предпочтений пациента возможно предъявление претензии пациентом в будущем.  

Третий вариант оформления медицинской карты применяется тогда, когда возможности медицинской организации  и ее  обеспечение не позволяют вообще или в конкретный момент выполнить стандарт оказания медицинской помощи. Например, отсутствуют лекарственные препараты из числа предоставляемых в рамках Программы госгарантий, либо нет возможности провести определенное исследование.

При этом, по закону, в первом случае врач должен найти для  пациента резерв лекарственного средства, обратившись к руководителю структурного подразделения. А при отсутствии возможности  проведения необходимого диагностического исследования, следует организовать проведение исследования в другой медицинской организации , а затем провести взаимные расчеты между этой медицинской организацией  через страховую медицинскую организацию и территориальным фондом ОМС. Таким образом, в оформлении медицинской документации в этом случае должно быть отражено каким образом выполняется стандарт, в какую медицинскую организацию  направляется пациент для реализации своих законных прав. 

Практика показывает, что такое происходит не всегда и очень часто врачи предлагают пациентам приобретать лекарства за собственный счет или оплатить необходимое исследование в коммерческой клинике. В обеих ситуациях пациент имеет право обратиться в страховую медицинскую  организацию или в суд, и за ним остается право требовать возмещения денежных средств, потраченных на проведение исследований, включенных в  стандарт, либо на лекарства, предусмотренные Программой госгарантий.

Предлагаемая  технология оформления медицинской документации является механизмом, позволяющим не только соблюдать права пациентов, но и защищать права врачей и медицинских организаций от неправомерных претензий со стороны пациентов и контролирующих структур.

Более подробную информацию по актуальным юридическим вопросам Вы можете получить на бесплатном образовательном он-лайн  курсе для медицинских работников по вопросам права https://www.vrachprav-nmp.ru

Материал подготовлен  в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)

Следственная практика

Большинство «медицинских дел», по которым медицинских работников привлекают к уголовной ответственности находится в ведении Следственного Комитета РФ. Статистические данные ведомства свидетельствуют о неуклонном росте числа дел, которые возбуждаются против врачей. Какие факторы способствуют росту обращений в правоохранительные органы и какие подходы применяются в СК России к расследованию уголовных дел в сфере медицины? Об этом читайте в статье, которая подготовлена по мотивам выступления Геннадия Веригина,  подполковника юстиции,  заместителя руководителя контрольно-следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия, на конференции «Юридическая ответственность медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения» в Петрозаводске. 

Общение как профилактика 

Число уголовных дел, которые возбуждаются в отношении медицинских работников имеют устойчивую тенденцию к росту.  Об этом говорит статистика, но обращает на себя внимание один показательный момент – растет не просто число уголовных дел, но число уголовных дел, которые были возбуждены по прямым обращениям граждан в Следственный комитет.

Например, если обратиться к статистике по Республике Карелия, то в 2020 году в следственное управление поступило 28 обращений по поводу некачественно оказанной медицинской помощи, такие же показатели были и в 2019 году, и в 2018 году. Однако при этом в 2020 году из 28 обращений –  22 поступило непосредственно от граждан, в то время, как в 2019 году прямых обращений от граждан в следственные органы было 17 из 28, а в 2018 году – всего 12 из 28.  Что же побуждает людей обращаться в Следственный комитет все чаще?

Согласно статистическим данным, большинство медицинских работников обвиняются в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч.2 ст.109 УК РФ). Так, в 2020 году в Республике Карелия было возбуждено 18 уголовных дел и из них — 14 дел возбуждены именно по этой статье. Конечно, родственники умерших пациентов хотят знать причины, по которым умерли их близкие. И практика Следственного комитета говорит о том, что причиной обращения граждан в СК, являются не столько объективные факторы, связанные с тяжестью заболевания, сколько субъективные, которые порождаются отсутствием внимательного отношения к пациентам или к их родственникам. Люди жалуются на холодное отношение, на то, что им никто ничего не объясняет. Фактически граждане хотят только одного – разобраться и понять умер ли их близкий человек потому, что его нельзя было спасти, или все же была допущена ошибка, но так как никто из врачей не предоставляет им подобной информации, они вынуждены искать правду в Следственном комитете.

Часто врачи ссылаются на невозможность предоставить информацию родственникам умерших пациентов, ссылаясь на врачебную тайну. Однако только доверие между врачом и пациентом может привести к взаимопониманию, а оно «зарабатывается» открытостью. Поэтому, конечно, необходимо давать родственникам знакомиться с медицинской документацией, разъяснять, что именно произошло. На практике не возникает ситуаций, когда родственник умершего пациента, которому бы, врачи разъясняли причины произошедшего, впоследствии обвинял бы их в раскрытии врачебной тайны. Тем более, сейчас законодательных препятствий для раскрытия информации стало меньше. Напомним, что в июле 2021 года Президент РФ подписал закон, устанавливающий правовой механизм предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, родственникам умершего пациента. Закон предусматривает, что близкие родственники или лица, которые указаны в согласии пациента, смогут знакомиться с его медицинской документацией, а также получать медицинские документы и выписки из них, в том числе после смерти пациента.

Нет дела без причины

Стоит признать, что не всегда, даже получив максимально-полный доступ к медицинской документации и информации о том, что именно повлекло тяжкий вред здоровью или смерть пациента, граждане остаются удовлетворены полученными ответами от врачей. Часть из них все равно обращается с заявлением в следственные органы. Следователи обязаны реагировать на каждое обращение и расследовать обстоятельства дела. 

Важно понимать, что наступление уголовной ответственности наступает только тогда, когда доказана прямая причинно-следственная связь между действием медработника и наступившими последствиями. Пока она не доказана, не может быть собран состав преступления. 

Основой для установления такой связи является проведение комиссионной судебно-медицинской экспертизы (СМЭ). СМЭ – основная доказательная база на которую опираются следователи.

Медицинские работники должны быть готовы к тому, что таких экспертиз будет проведено несколько, поскольку очень часто пострадавшие пациенты или их родственники не доверяют тем СМЭ, которые проводятся в том же регионе, где проходило  лечение, приведшее к тяжким для пациента последствиям. Пациенты убеждены в высокой степени корпоративной солидарности медицинских работников, в том числе и экспертов.  Часто, познакомившись с результатами первой СМЭ,  просят назначить экспертизу в других регионах. 

Однако порой даже проведения СМЭ в другом регионе бывает недостаточно. Установление прямой причинно-следственной связи – крайне сложная задача. Очень часто медицинская помощь оказывается на нескольких этапах, начиная от районной поликлиники до республиканской больницы, или даже больницы в другом регионе. Экспертами достаточно часто устанавливаются те или иные дефекты медицинской помощи на разных этапах ее оказания, но при этом они не состоят в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями. 

Также часто выводы экспертов расходятся между собой. Например, в одном регионе эксперты установили прямую причинно-следственную связь, в другом – нет. Нередко при подобных расхождениях в выводах экспертов, тоже назначаются  дополнительные СМЭ, следователи просят экспертов ответить на дополнительные вопросы, так как до того, как направить дело прокурору на утверждение обвинительного заключения, следователь должен быть уверен в том, что доказательная база собрана в полном объеме. Поэтому по одному делу может быть проведено весьма внушительное количество экспертиз. Если дело доходит до суда, то все противоречия между заключениями экспертов трактуются в пользу обвиняемого.

Отметим, что при наличии косвенной связи между действиями медработника и наступившими последствиями, как правило, дело в суд не направляется и уголовное дело прекращается.

 Более подробную информацию по актуальным юридическим вопросам Вы можете получить на бесплатном образовательном он-лайн  курсе для медицинских работников по вопросам права https://www.vrachprav-nmp.ru

Материал подготовлен  в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)

Закупки по контракту

Сегодня правоохранительные органы уделяют большое внимание исполнению государственных контрактов, в том числе и в сфере здравоохранения, выявляя в этой сфере множество нарушений, О том, как сегодня применяется Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как определяется начальная  максимальная цена контрактов и какие основные ошибки совершаются при ее определении, а также, как осуществляются закупки, их мониторинг и аудит  рассказывает эксперт Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» Е.Е. Черных.

Сфера применения Федерального закона №44 и его информационное обеспечение

Федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, которые касаются планирования закупок товаров, работ и каких-либо услуг и регламентирует предусмотренные этим законом взаимоотношения между заказчиками и исполнителями. В законе также отражены особенности исполнения контрактов, мониторинга закупок товаров, работ и услуг, аудита и контроля в сфере закупок.

Для информационного обеспечения контрактной системы создана единая информационная система (ЕИС). В ЕИС происходит формирование, обработка и хранение данных, предоставленных всеми участниками контрактной системы. Кроме того, единая информационная система служит для контроля за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и не превышением предела или объема того финансового обеспечения, которое выделяется для осуществления закупок. В ЕИС предусмотрено использование усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания всех электронных документов. 

Содержание ЕИС системы включает разнообразные элементы: планы-графики и информацию об их реализации; информацию об условиях, запретах, либо ограничениях допуска товаров; информацию о закупках; реестр всех контрактов, которые заключаются с заказчиками; единый реестр всех участников закупок; реестр недобросовестных поставщиков (своеобразный «черный список»), недобросовестных подрядчиков и исполнителей, реестр банковских гарантий. Помимо этого, в единой информационной системе находится библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов. В системе содержится реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, результатов по проведенным проверкам, выданных предписаний. Система также включает реестр единственных поставщиков товаров, производство которых создается, либо модернизируется и осваивается на территории Российской Федерации. 

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать свои региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок. Необходимым условием является то, что указанные системы должны интегрироваться с ЕИС. 

К данным, которые передаются в единую информационную систему необходимо относиться очень внимательно. Так, например, для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе об объекте закупки, которые позволяют потенциальному участнику сформировать свое предложение. В противном случае, это может стать предметом судебного разбирательства. Нередки обращения в арбитражный суд о признании закупки недействительной, если в ней отсутствуют сведения, необходимые для формирования потенциальным участником закупки своих предложений.

Планирование и обоснование закупок

При планировании всех закупок формируют и утверждают планы-графики и затем контролируют исполнение всех пунктов, указанных в документе. Планы-графики включают в себя разнообразные элементы. Во-первых, идентификационные коды закупок, которые определяются в соответствии со статьей  23-ей ФЗ №44. Кроме того, план-график включает в себя наименование объекта  закупки, объем финансового обеспечения для осуществления закупок, сроки осуществления планируемых закупок, а так же информацию об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ и услуг, в соответствие со статьей 20-ой Федерального закона №44. Помимо этого, Правительством РФ устанавливаются требования к форме планов-графиков, порядок формирования утверждения планов-графиков, внесения изменений в указанных документах и порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе. 

В соответствии с законом план-график формируется на срок, «соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете».

В планы-графики включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении того или иного планового периода. В этом случае информация, вносится в план-график закупок на весь планируемый период. 

Основания для изменения плана-графика указаны в части 8-й статьи 16-й ФЗ №44. Внесение изменений в план график может осуществляться не позднее, чем за один день до размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика.

Обоснование закупок происходит по правилам, которые указаны в статье 18 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг». Обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Федерального закона. Статья 19 посвящена нормированию в закупочной отрасли, статья 22 определению начальной максимальной цены контракта. Ранее под обоснованием понималась обязанность заказчика подтвердить соответствие закупки установленным целям в виде отдельного приложения. Данное требование было отменено летом 2020-го года. 

Оценка обоснованности закупок установленным нормам производится в ходе аудита в закупочной сфере. По результатам аудита определенная закупка может быть признана необоснованной. В этом случае те или иные контролирующие инстанции могут выдать предписания об устранении замечаний. Как правило, лицо, виновное в необоснованности закупки, привлекается к административной ответственности.

В связи с изменениями, которые были внесены в закон в 2019 году, были исключены обязанности обосновывать объект, способ закупки, и самое главное, начальную максимальную цену контракта во всех документах при планировании. Заполнять план закупок не нужно, он отменен как отдельный документ. Заказчики готовят только план-график. 

 Цена контракта. Методы определения начальной максимальной цены

Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Правила ее определения указаны в части первой статьи 22-й. Определение начальной максимальной цены контракта производится заказчиком при составлении плана-графика закупки. 

Существует несколько методов определения начальной максимальной цены контракта: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен, или, как его еще называют – анализ рынка, наиболее распространен. При этом методе начальная максимальная цена контракта формируется на основе рыночных цен для идентичных товаров, работ и услуг, а при их отсутствии, на основе цен однородных товаров, работ и услуг. Согласно закону, при применении метода сопоставимых рыночных цен информация о ценах «должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг».

Нормативные правовые акты, которые дополнительно разъясняют методику определения начальной максимальной цены контракта, отражены в методических рекомендациях приказа Минэкономразвития от  02.10. 2013 г..

Необходимо обратить внимание на факторы, влияющие на цену товаров. Например, цвет или дизайн могут увеличивать цену, но они не изменяют основные функции той продукции, которую необходимо закупить. Так, цены на один и тот же ноутбук могут различаться на 30% только из-за цвета или из-за дизайна. Это не существенная характеристика, так как она не влияет на работу компьютера. Именно поэтому предложения с дизайнерскими решениями не должны учитываться при расчете начальной максимальной цены контракта. 

Работа для определения начальной максимальной цены делится на несколько этапов. Первый этап – сбор необходимой ценовой информации. Далее идет анализ полученных данных и приведение сведений в сопоставимую форму с использованием коэффициента вариации. Если ценовые значения однородны, то применяется формула расчета начальной максимальной цены контракта методом сопоставимых рыночных цен. Если же коэффициент вариации равен 33% и более, то цены не являются однородными и заказчику надлежит запросить новые ценовые предложения или вновь проанализировать возможные информационные источники, а затем пересчитать стоимость.

Надо очень внимательно относится к источникам информации  о ценах при определении начальной максимальной цены контракта. Во-первых, необходимо направить запросы не менее, чем пяти поставщикам, подрядчикам или исполнителям. При этом следует выбирать более опытные компании, сведения о которых находятся в открытом доступе. В ответ организация-заказчик должна получить коммерческие предложения от этих поставщиков. Далее необходимо разместить запрос о ценах в единой информационной системе. Также в качестве источника информации может быть использована информация о ценах из реестра контрактов, который содержится в единой информационной системе. Еще один способ поиска информации – анализ общедоступной информации о ценах, которая может содержаться в рекламе, в различных каталогах, в данных Росстата, в публикациях государственных, муниципальных органов, в общедоступных изданиях. Информацию можно получить из результатов сторонней оценки рыночной стоимости, из данных информационно-ценовых агентств, из отчетов уполномоченных органов, в котировках электронных площадок и бирж. Не следует использовать информацию о ценах от лиц из реестра недобросовестных поставщиков или из анонимных источников или учитывать данные, которые не содержат расчета цены товара, работы либо услуги.

При применении метода сопоставимых рыночных цен можно выделить несколько основных нарушений. 

Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика. Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен.

Нельзя основываться только на коммерческих предложениях.  Рекомендуется помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации. Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов

Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем. Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.). Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование начальной максимальной цены контракта, значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т.д.). Если в коммерческом предложении содержится информация только о цене за единицу, то такое коммерческое предложение не учитывает возможность предоставления скидок за больший объем поставки. Поэтому расчет начальной максимальной цены, произведенный произведенной путем умножения цены за единицу, содержащуюся в коммерческом предложении, на требуемый заказчику объем, не объективен и не свидетельствует об обоснованности установленной цены, так как не учитывается скидка за увеличение объема поставки.

 Ошибка, если в коммерческом предложении не указан срок его действия. Если в коммерческом предложении не указан срок его действия, заказчик не может подтвердить актуальность использования цен на момент расчета начальной максимальной цены контракта.

Коммерческие предложения не могут взяться из неизвестных источников, происхождение которых заказчик не может объяснить контролеру. Заказчиком не направлялись официальные запросы на предоставление указанных коммерческих предложений, при этом сами коммерческие предложения имеются. В этом случае начальная максимальная цена контракта является необоснованной. 

Второй метод определения начальной максимальной цены контракта – нормативный метод. Он применяется в случаях, когда предельные цены на товар, работу или услуги, установлены в актах о нормировании, которые приняты в соответствие со статьей 19-й Федерального закона №44. Для расчета  начальной максимальной цены контракта используется информация о предельных ценах товара, работы или услуги, согласно ведомственному перечню. При этом используется информация о предельных ценах, которые размещены в единой информационной системе. Формула расчета начальной максимальной цены контракта определяется путем умножения объема товара, работ, услуг, которые закупает заказчик, на предельную цену на единицу товара, работ или услуг.  

 Следующий методтарифный метод. Он применяется, если цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами, например, при закупке тепла, водоснабжения, электроэнергии, услуг почтовой связи и т.п. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Проектно-сметный метод применим только для отдельных видов работ (строительные, ремонтные работы). При расчете начальной максимальной цены контракта за основу берется проектная документация, которая составляется на указанную работу, и в которую входит непосредственно сметная стоимость работ. Сметная стоимость определяется по методике, которая утверждена постановлением Госстроя от 5-го марта 2004-го года. Если строительство, реструктуризация, либо техническое перевооружение оплачивается из средств федерального бюджета, необходимо проводить госэкспертизу документации, и проверить, достоверна ли сметная стоимость. При этом необходимо пользоваться нормами Постановления правительства от 18-го мая 2009-го года. 

Затратный метод используется в случае невозможности применения иных методов. Начальная максимальная цена контракта определяется на основании сумм произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Для того, чтобы получить информацию о прибыли необходимо проанализировать контракты из единой информационной системы, и другие общедоступные источники. Информация может быть поучена из информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Ответственность за нарушения 

Ответственность за нарушение порядка обоснования начальной максимальной цены контракта предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. По какой именно статье КоАП РФ будет оценено правонарушение и назначено наказание, во многом зависит от позиции контрольного органа или суда. 

Если закупочная документация утверждена с нарушениями, то должностное лицо заплатит минимальный штраф – 3000 рублей. Например, если заказчик в обосновании начальной максимальной цены контракта написал, что для расчета цены использовались сведения от трех поставщиков (метод сопоставимых рыночных цен), но реквизиты коммерческих предложений не указал. Специалисты ФАС в подобных случаях находят в действиях работника контрактной службы признаки правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ, так как в данном случае была указана недостоверная информация или информация была достоверная, но доказать это не представлялось возможным. Или, например, заказчик обосновал начальную максимальную цену контракта проектно-сметным методом, однако смету в документацию не включил и не указал, по какому документу рассчитал стоимость работ. Контролеры оштрафовали руководителя, так как начальная максимальная цену контракта не была обоснована наличием документации. 

КоАП РФ предусматривает и более серьезные наказания. Если в единой информационной системе опубликованы документы с нарушением ФЗ -№ 44, то за это нарушение должностное лицо оштрафуют на 15 тыс. рублей, по статье 7.30 часть 1.4 КоАП РФ,

При нарушении порядка или формы обоснования начальной максимальной цены контракта, штраф будет составлять 10 тысяч рублей (статья 7.29.3 часть 2 КоАП РФ). Есть судебная практика, которая говорит о том, что применять часть вторую статьи 7.29.3 КоАП РФ за нарушение обоснования начальной максимальной цены контракта в той или иной документации нельзя. Эту санкцию применяют только за нарушение обоснования цены на этапе планирования.  Если же заказчик, например, не обоснует начальную цену достоверными сведениями, то может наступить уже уголовная ответственность за. мошеннические действия. 

Осуществление закупок, мониторинг и аудит

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков, либо осуществляют закупки у единственного поставщика. Способ закупки у единственного поставщика  не является конкурентным, так как в качестве  поставщика товаров, работ и услуг выступает одна организация. При этом заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного  поставщика –  закупка, не превышающая 100 тысяч рублей. Для учреждений культуры или спортивных организаций такая сумма составляет 400 тыс. рублей. 

К конкурентным способам относятся: конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений. 

Когда поставщик определяется открытым конкурсом, то комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цены, качество товаров, опыт выполнения аналогичных контрактов и квалификацию сотрудников. Побеждает тот участник, который предложил лучшие условия. Лучшими условиями, в данном случае, могут быть как цена контракта, так, и качество выполнения работы или услуг. 

Существуют конкурсы с ограниченным участием, но этот метод выбора поставщика заказчики используют только на услуги, которые утверждены в Постановлении Правительства №99. В нем же установлены дополнительные требования к участникам таких конкурсов. Прежде всего, это финансовые ресурсы для исполнения контракта, право собственности на недвижимость и технику, опыт аналогичных работ, и также нужное количество квалифицированных специалистов.

Следующий способ – двухэтапный конкурс. На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы поставить товары или оказать те или иные услуги, а на втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, которые прошли отбор на первом этапе. Двухэтапные конкурсы часто проводят на закупку строительных услуг, проектных работ, научных исследований, высокотехнологичной или инновационной продукции. 

Одним из способов выбора поставщика является закрытый конкурс. Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, который соответствует определенным требованиям, и которых заказчик приглашает сам, то есть заказчик сразу определяет круг возможных последующих поставщиков.  Если закупка не составляет государственную тайну, извещение публикуют в единой информационной системе. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствует требованиям заказчика, и выдают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации. Разновидностью закрытого конкурса является закрытый конкурс с ограниченным участием. В этом случае победитель должен пройти еще и предквалификационный отбор. В некоторых случаях проводится закрытый двухэтапный конкурс, который проводится по тем же правилам, что и открытый (сначала оценка квалификации поставщиков, затем цены) только с закрытым перечнем возможных участников.

Электронный аукцион –  самый популярный вид закупок. Он проходит в электронной форме, на одной из соответствующих площадок. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация. С 1 января 2019 года введено дополнительное требование – регистрация в единой информационной системе. Заявка на электронный аукцион состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона – вторую. После допуска первой части заявки, поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает свои ценовые предложения. Может быть использован и способ запроса предложения заказчиком. Чаще всего заказчик товаров, работ и услуг, проводит запрос при не состоявшихся аукционах,  повторных конкурсах, при закупке услуг на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях. Если в обычных закрытых аукционах, участники подают заявки в запечатанном конверте и прошедшие отбор участвуют в аукционе лично и снижают цену, поднимая таблички, то в электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках. 

Запрос котировок – относительно простая и достаточно быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заявок заказчик смотрит все предложения, и победитель определяется именно по цене. При этом начальная максимальная цена такой закупки не должна превышать 500 тысяч рублей.  Годовой объем такого вида закупок не должен превышать 10% от тех денежных средств, которые предусмотрены на все закупки в течение года.

Мониторинг закупок – система наблюдения в сфере закупок, осуществляемая на постоянной основе, посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе, реализации планов-графиков. Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы, на основе содержащейся в ней информации. Мониторинг закупок обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в том порядке, который определен Постановлением Правительства №1193. 

Аудит в сфере закупок проводится Счетной Палатой, либо контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. Они, в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, а также достижение их целей. Органы аудита в сфере закупок обобщают результат деятельности в единой информационной системе. 

Более подробную информацию по актуальным юридическим вопросам Вы можете получить на бесплатном образовательном он-лайн  курсе для медицинских работников по вопросам права https://www.vrachprav-nmp.ru

Материал подготовлен  в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)

От сообщения о преступлении до суда

Расследования уголовных преступлений в области медицинской деятельности – сложная и многоэтапная процедура. Каждая стадия имеет важное значение и свои особенности, которые необходимо знать, чтобы в полной мере пользоваться своими правами.  О том, какие действия предпринимают лица, ведущие расследование, каков порядок и перечень следственных действий, как проходит судебный процесс и об иных процессуальных и криминалистических особенностях расследования преступлений в сфере здравоохранения рассказывает Юрий Торбин, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Всероссийского государственного университеты юстиции (РПА Минюста России).

Уголовное судопроизводство. Основы

Уголовное судопроизводство – род деятельности уполномоченных государством лиц по расследованию преступлений, возбуждению уголовных дел, судебному рассмотрению, установлению виновного и определении ему меры наказания. Регулируется уголовно-процессуальным законодательством.

В соответствии с законом, основное предназначение уголовного судопроизводства состоит в защите законных прав и интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления и защите личности от необоснованного уголовного преследования и наказания.

Выделяют три основные функции уголовного судопроизводства: функция уголовного преследования, защиты от уголовного преследования и рассмотрения и разрешения уголовного делав суде. Деятельность всех участников уголовного судопроизводства базируется на основополагающих принципах – законности и презумпции невиновности. Никто не может быть признан виновным до тех пор, пока не вступил в законную силу приговор суда.

Стадии уголовного судопроизводства — это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части уголовного процесса. В уголовном судопроизводстве России выделяют две основные части — досудебное и судебное производство. 

Сообщение о преступлении 

Досудебное производство начинается с момента сообщения о преступлении. В сфере здравоохранения, как правило, обращения в правоохранительные органы поступают от самого пациента или его родственников, которые считают, что из-за неправильного лечения наступили какие-либо негативные последствия для  здоровья. 

Сообщение о преступлении не влечет автоматически возбуждения уголовного дела, но дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять его и провести по нему проверку в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).  По итогам проверки выносится постановление о возбуждении уголовного дела, либо постановление об отказе возбуждения уголовного дела, если нет признаков состава преступления.

С 2013 перечень действий, которые могут проводит следователи и дознаватели в ходе такой проверки значительно расширен. При проверке сообщения о преступлении следователи вправе получать: объяснения, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебно-медицинскую экспертизу (СМЭ) и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом медицинская документация (история болезни, результаты проведенных диагностических исследований и т.п.) должны предоставляться в подлинниках.

Расследование преступлений медицинских работников – весьма трудоемкий вид следственной деятельности, так как для объективной оценки требуются достаточно специфичные профессиональные знания,  которые выходят за рамки подготовки сотрудников следственных органов. И именно получение следователем медицинской документации, привлечение специалистов, которые в силах дать ей компетентную оценку, помочь поставить правильные вопросы перед судмедэкспертами могут оказать  наиболее  важное значение при расследовании.

Проверка сообщения о преступлении проводится в течение 3 суток с момента поступления сообщения, но если нет возможности установить признаки состава преступления в указанный срок, то срок проведения проверки может быть продлен до 10 суток. При необходимости проведения судебно-медицинских экспертиз, или, например, проведения оперативно-розыскных мероприятий, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, вправе продлить этот срок до 30 суток, указав конкретные обстоятельства, которые понадобились для увеличения срока.

Есть несколько важных аспектов этого этапа досудебного производства, на которые следует обратить внимание. Так, в ходе проверки сообщения о преступлении, следователь не проводит допроса (это не предусмотрено УПК РФ), а получает объяснения от лиц, которые могут в дальнейшем стать подозреваемыми. Объяснения, полученные в ходе доследственной проверки, не является доказательством по уголовному делу – это оперативный документ, который служит источником информации для следователя для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

 Медицинские работники могут отказаться давать объяснения. По статье 51 Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Кроме того, в соответствии с УПК РФ, бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения. Более того, на этом этапе опрашиваемый не предупреждается (а соответственно и не несет ответственности) за дачу заведомо ложных показаний. Но надо учитывать, что отказ от дачи объяснений следователями воспринимается негативно, заставляет думать, что врач, отказывающийся давать объяснения не заинтересован в объективном рассмотрении дела и в конечном итоге может иметь отрицательные последствия для медиков. Уже на этом этапе целесообразно привлечь адвоката, который поможет не растеряться и выстроить правильную линию поведения.

Кроме того, следователь еще до возбуждения уголовного дела, может давать поручение о проведении целого ряда оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся на основании судебного решения. В них может войти не только истребование документов, но и контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и т.п. 

Что касается проведения судебно-медицинской экспертизы, то следователь имеет право назначить ее на этом этапе досудебного разбирательства, но, как правило, экспертиза занимает довольно длительное время, не менее 30 дней,  — максимальный срок проведения проверки, поэтому объяснения очень важны для принятия следователем решения об отказе или возбуждении уголовного дела. Уголовное дело не возбуждается, если нет признаков состава преступления.

Предварительное расследование

После того как установлены признаки состава преступления, возбуждается уголовное дело и наступает следующий этап – предварительное расследование. В его задачи входит исследование доказательств, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, и т.п.  

Предварительное расследование производится в одной из двух форм – предварительного следствия или дознания

Как правило, преступления, по которым проводится дознание – это преступления небольшой и средней тяжести. Например, статья 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» (все статьи, по которым проводится дознание перечислены в статье 150 УПК РФ). Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В связи со сложностью расследования «медицинских» преступлений, длительности и тщательности комплексных экспертиз нередко сроки предварительного следствия продлеваются.  Срок может быть продлен до 3 месяцев.

На этой стадии расследования подозреваемый должен быть предупрежден, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу. Конечно же, он имеет право на защиту. В соответствии со статьей  86 УПК РФ, защитник вправе собирать доказательства путем:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Помимо этого, защитник имеет право привлекать специалистов для консультаций, ходатайствовать перед следователем или дознавателем о проведении специальных экспертиз.

На этапе предварительного следствия часто проводятся различные экспертизы. Нередко пациенты или их родственники пользуются правом обращаться к независимым экспертам. Право на независимую экспертизу предусмотрено в ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ. Если выводы СМЭ и независимых экспертов противоречат друг другу, то назначается еще одна экспертиза, которая анализирует выводы двух противоречивых экспертиз – это, как правило, сложная комплексная экспертиза, которую проводят государственные экспертные бюро.

Несмотря на то, что выводы судмедэкспертов очень важны для следствия и для суда, выводы СМЭ не являются истиной в последней инстанции. В ходе предварительного следствия, следователь оперирует и сопоставляет все доказательства. Например, если был допущен дефект заполнения медицинской документации и в ней не нашли отражения какие-то действия врача, но свидетельские показания говорят о том, что медицинский работник совершал конкретные действия, то эти показания будут учтены, а при противоречии между выводами СМЭ и свидетельскими показаниями, может назначаться дополнительная экспертиза, чтобы установить объективность показания свидетелей.  

Если пациент проходил лечение в нескольких медицинских учреждениях, то медицинские документы из других учреждений тоже будут рассматриваться следователем, но необязательно будут признаны доказательствами. В каждом конкретном случае это решается следователем.

Важное значение имеют протоколы врачебных комиссий, в которых может содержаться важная для следователей и дознавателей информация, которая может быть не отражена в других медицинских документах.

Что касается изъятия медицинской документации, то необходимо учитывать, что постановление суда о проведении следственных действий (в данном случае выемки документов) вступает в силу с момента его подписания и препятствовать выемке документов при наличии постановления суда – незаконно.  Однако, если выемка медицинской документации проводится не в соответствии с нормами УПК, то в дальнейшем ее проведение можно обжаловать в соответствии со статьей 125 УПК РФ.

Если производство выемки медицинских документов не терпит отлагательства, то указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель обязан уведомить судью и прокурора о производстве этого следственного действия. Если суд признает производство выемки документов по постановлению следователя незаконным, то это доказательство аннулируются, так как доказательства полученные с нарушением требований УПК являются недопустимыми  (статья 75 УПК).

Процедура сбора информации из электронных носителей (медицинских информационных систем) тоже имеет свои правила. Во-первых, деятельность медицинской организации не может быть прервана в связи с изъятием электронных медицинских документов. Поэтому жесткие диски не изымаются, а информация с них копируется. Во-вторых, для того, чтобы не повредить систему, такие действия должны проводится правоохранительными органами с участием специалистов.

Предварительное расследование завершается или прекращением уголовного дела, или составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, которые направляются прокурору для утверждения. На прокурора в данном случае возлагаются надзирающие функции – он обязан вникнуть в материалы дела, выявить возможные упущения, определить, были ли нарушены требованы уголовного закона при расследовании, и если такие нарушения были, то дело возвращается в следственные органы для устранения недочетов.

Когда предварительное расследование завершается, то следователь обязан познакомить подозреваемого и его защитника с обвинительным заключением и материалами дела до того, как обвинительное заключение будет утверждено. На этом этапе подозреваемый может согласиться с предъявленными обвинениями и просить о применении особого порядка судебного разбирательства. В этом случае наказание, которое ему назначается судом не может превышать две трети максимального срока, предусмотренного за совершенное преступление.

Если преступление совершается группой лиц, то с отдельными из них может быть соглашено досудебное соглашение о сотрудничестве. И при отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока.

Если признаки состава преступления не установлены, то постановление об отказе в возбуждении уголовного дела тоже направляется прокурору. Прокурор может не согласиться с этим решением, так как может быть не убежден в аргументации следователя, в этом случае он отправляет дело на доследование. Если отказ в возбуждении уголовного дела признается прокурором обоснованным, то повторное возбуждение уголовного дела в отношении того же лица и по тому же факту, возможно только по новым обстоятельствам, которые открылись в отношении этого лица и факта.

Если прокурор утверждает обвинительное заключение, то уголовное дело поступает в суд. 

На суде 

Судебное производство подразделяется на 2 этапа: подготовка к судебному разбирательству и непосредственно судебное разбирательство. 

На первой стадии судья обязан глубоко изучить дело, проверить своевременно ли было вручено обвинительное заключение обвиняемому, ознакомился ли он своевременно и полно с материалами дела, разъяснены ли были права обвиняемому, провел ли следователь все действия, связанные с обнаружением имущества, на которое впоследствии может быть наложен арест для возмещения материальных претензий в ходе судебных разбирательств и т.п. При выявленных недочетах дело возвращается прокурору с тем, чтобы он передал его руководителю следственного органа, а затем и следователю для устранения недочетов. 

Если в этот период поступает ходатайство об исключении определенных доказательств от тех или иных участников уголовного процесса, то проводится предварительное слушание, на котором решается этот вопрос.

Само судебное разбирательство – это отправление правосудия. И здесь важно соблюдение принципа состязательности сторон – обвинения и защиты.  Задача суда создать сторонам равные условия с точки зрения возможности предоставления всех доказательств, которыми они располагают. 

Существенный факт – в ходе судебного разбирательства могут быть представлены новые доказательства, которые не были представлены в ходе предварительного расследования. Этим приемом часто пользуются защитники, но при представлении таких доказательств необходимо обосновать причину, по которой эти доказательства стали известны только в суде, а не в ходе расследования. И только если суд признает эти объяснения обоснованными, доказательства могут быть приобщены к делу.

Судебное разбирательство, в свою очередь, подразделяется на несколько этапов  и начинается с судебного следствия, которое открывается с изложения государственным обвинителем (прокурором) предъявленного подсудимому обвинения. Также прокурор сразу просит суд назначить определенную меру наказания. 

Затем судья спрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение, признает ли он себя виновным. Если обвиняемый признает себя виновным, то оправдательный приговор уже невозможен.

Следующий этап судебного следствия исследования доказательств. Первой представляет доказательства сторона обвинения, затем исследуются доказательства, представленные стороной защиты. Очередность исследования доказательств определяется стороной, представляющей доказательства суду.

Российский суд является активным судом (при пассивной форме суд лишь оценивает доказательства и выносит решения). В российском же  судопроизводстве суд часто требует дополнить, расширить, обосновать доказательства.  Для того, чтобы проверить достоверность представляемых доказательств, суд имеет право совершить целый ряд судебных действий, которые по сути являются аналогичными следственным действиям (осмотр местности, помещений, документов, освидетельствования, провести опознания, назначить экспертизу). Но суд не собирает новые доказательства, он лишь проверяет их достоверность.  

Важно, что несмотря на всю весомость СМЭ, суд может и не согласиться с выводами судмедэкспертов. В судебной практике, например, встречаются случаи, когда несмотря на то, что в выводах СМЭ указано, что была прямая причинно-следственная связь между неправильными действиями врача и негативными последствиями для здоровья пациента, суд не находил такой связи, а значит медик не мог быть осужден по статьям УК за неосторожный вред, причиненный здоровью пациента, или его смерть.

После того, как исследованы все доказательства, представляемые сторонами, судебное следствие завершается и наступает такой важный этап как судебные прения. Прения сторон состоят из речей обвинителя и защитника, которые излагают свои точки зрения. В ходе прений нельзя ссылаться на те доказательства, которые были исключены в ходе судебного разбирательства. В прениях может принять участие и потерпевший. 

После окончания прений сторон председательствующим предоставляется последнее слово подсудимому. Ему нельзя задавать вопросы во время его последнего слова

Затем суд удаляется в совещательную комнату для постановления приговора. Суду предстоит решить многие вопросы: доказано ли, что было деяние, в котором обвиняется подсудимый, доказано ли что его совершил подсудимый, виновен ли подсудимый, подлежит ли он наказанию, имеются ли смягчающие или отягчающие обстоятельства и т.п.

После оглашения приговора он может быть обжалован участниками судебного разбирательства. Апелляционная жалоба на приговор суда первой инстанции может быть подана в течение 10 суток со дня вынесения приговора

Апелляционное решение, в  свою очередь, может быть пересмотрено в кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет законность приговоров, вступивших в законную силу.

После всех этих этапов право пересмотреть приговор имеет Президиум Верховного суда.

Кроме того, вступивший в законную силу приговор может быть пересмотрен в связи с новыми обстоятельствами дела. В том числе и теми, которые носят криминальный характер: заведомо ложные показания экспертов, свидетелей и т.п.  

Более подробную информацию по актуальным юридическим вопросам Вы можете получить на бесплатном образовательном он-лайн  курсе для медицинских работников по вопросам права https://www.vrachprav-nmp.ru

Материал подготовлен  в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)

Шестой восточно-сибирский семинар по психотерапии, медицинской психологии и психологическому консультированию

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! 

Приглашаем Вас принять участие в ШЕСТОМ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОМ семинаре по психотерапии, медицинской психологии и психологическому консультированию«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОТЕРАПИИ.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЗАПРОСОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ»

21-26 сентября на берегу озера Байкал.

Восточно-Сибирский семинар – это уже традиция для нашего профессионального сообщества.Участие в семинаре – Ваша уникальная возможность соприкоснуться с разнообразием методов и подходов в современной психотерапевтической практике! 


Приглашаем: психологов, практических врачей (психиатров, психотерапевтов, наркологов, неврологов, а также врачей других специальностей), студентов психологических и медицинских ВУЗов, социальных работников, педагогов, а также всех специалистов помогающих профессий. 

Обязательна регистрация у наших организаторов по телефону или электронной почте! 

Подробная программа семинара и образец заявки в прикрепленных ниже файлах.

Главный организатор семинара: 
Ольга Михайловна Шеметова, представитель НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева в г. Иркутске и Восточно-Сибирском регионе РФ. 
+ 7 (908) 651-76-47, omshemetova@mail.ru 
Куратор в г. Иркутске: Шестакова Марина Евгеньевна 
+ 7 (950) 050-61-81, 89500506181@mail.ru
Куратор в г. Улан-Удэ: Сансанова Лариса Баировна 
+ 7 (924) 655-28-82, sansanova_laris@mail.ru 
Куратор в г. Чита: Берестецкая Юлия Владимировна

8 (914) 494 41 00, beresyuliya@yandex.ru

Супервизия для специалистов

Российская психотерапевтическая ассоциация (РПА) начинает новую программу «Супервизия для специалистов». Два раза в месяц члены Координационного совета и Совета супервизоров РПА проводят групповую онлайн супервизию. Число участников группы не более 15 человек. Продолжительность группы 2 часа (120 минут). К участию приглашаются исключительно профессионалы, имеющие специальную подготовку по психотерапии – врачи, психологи, специалисты по социальной работе, лица с высшим образованием. Участие в групповой супервизии платное: стоимость участия за одну группу – 2000 руб., членам РПА представляется скидка 50 % (1000 руб.). Допускается установление ведущим индивидуальной стоимости своей групповой супервизии не ниже рекомендованных сумм. Супервизионные группы проводятся в программе Zoom. Расписание составляется на несколько месяцев вперед. Заявки для участия заранее оставлять по адресу https://psy.education/superviziya-dlya-spetsialistov/ В заявке необходимо указать наличие членства в РПА или подтвердить свой профессиональный статус.

В настоящий момент свое участие в Программе в качестве супервизоров подтвердили: Андрюшин В.В., Бабин С.М., Еричев А.Н., Исурина Г.Л., Ковпак Д.В., Кулаков С.А., Ляшковская С.В., Назыров Р.К., Подсадный С.А., Соловьева С.Л., Третьяк Л.Л., Федоров Я.О., Шаболтас А.В.

Ближайшие супервизии:

25 июня 11.00-13.00 – Исурина Г.Л.

10 июля 11.00-13.00 – Третьяк Л.Л.

21 июля 12.00-14.00 – Андрюшин В.В.

6 августа 11.00-13.00. – Еричев А.Н.

20 августа 9.30-11.30 – Федоров Я.О.

8 сентября 11.00-13.00 – Кулаков С.А.

23 сентября  15.00-17.00 – Соловьева С.Л.

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева стал головным центром по психотерапии

10 апреля 2020 года Министр здравоохранения Михаил Мурашко подписал приказ о внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Внесенные изменения касаются добавления профиля «психотерапия» в деятельность НМИЦ ПН им. Бехтерева как в области развития науки, техники и инноваций в сфере здравоохранения, так и в осуществление функций национального медицинского исследовательского центра по организационно-методическому руководству медицинскими организациями субъектов Российской Федерации и аналитической деятельности.

«Психологи Санкт-Петербурга медикам города»

В это непростое время мы, команда профессионалов РПА, хотим поддержать тех, кто по долгу службы и призванию всегда поддерживает других. Врачи и медицинский персонал сегодня на передовой войны с коронавирусом. И как на любой войне среди них есть жертвы.

РПА предлагает программу психологической помощи для сотрудников медицинских учреждений Санкт-Петербурга, участвующих в борьбе с коронавирусной инфекцией. Все консультации оказываются исключительно на безвозмездной основе под супервизией руководства РПА.

О специалистах

Ахматчина Татьяна Владимировна

Медицинский психолог. Работаю по специальности с 2000 года. Практика в наркологии научила меня тому, что в трудных жизненных ситуациях человек не должен оставаться один и самостоятельно, рассчитывая только на свои силы, справляться и преодолевать. Очень важна поддержка, помощь, сотрудничество с другими. Это делает нас не только сильными, но и более спокойными, устойчивыми и здоровыми.

Контакты
Skype: Nefilima
Телефон, WhatsApp: +79118170758
Время работы:
Среда: 17:00, 18:00, 19:00;
Пятница 17:00, 18:00, 19:00.

Волкова Наталья Сергеевна

Помощь семьям в кризисе в условиях карантина. Работа с эмоциями, в т.ч тревога, паника, страхи, беспомощность. Работа с подростками и детьми в условиях карантина и тревожности.

Контакты:
Телефон, WhatsApp: +79218486322.
Время работы:
Вторник 12:00, 20:00;
Четверг 13:00, 14:00;
Пятница 18:00, 19:00.

Двоеглазова Ирина Борисовна

Психолог, гипнотерапевт,  опыт работы 18 лет. Могу оказать психологическую помощь и поддержку в ситуации стресса, обучить приемам саморегуляции и восстановления психических ресурсов. 

Контакты:
Skype: binokleva
Телефон, WhatsApp: +79219524032
Время работы:
Вторник 14:00, 17:00, 20:00;
Четверг 13:00, 16:00, 18:00.

Иванова Марина Геннадьевна

Психолог. Кризисное консультирование и краткосрочная терапия недавних и прошлых травм, ПТСР. Помогаю освободиться от дистресса, восстановить силы и следовать дальше. Опыт психологического консультирования — 6 лет.

Контакты:
Skype: mivanova200
Телефон, WhatsApp, Telegram: +79218592761
Время работы:
Суббота 11:00.

Малявина Наталия Георгиевна

Врач психотерапевт, геронтопсихиатр. Клинический опыт 22года. Индивидуальное консультирование при стрессе, эмоциональном выгорании, депрессии.


Контакты:
Skype: +7-921-651-82-73
Телефон, WhatsApp: +7-921-651-82-73
Время работы:
Вторник 11.00.

Миркина Ольга Александровна

Клинический психолог, кризисный психолог, гештальт-терапевт

Контакты:
Телефон, WhatsApp: +79217509376
Время работы:
Четверг 12.00, 13.00, 17.00, 18.00.

Муране Лигита Брониславовна

Медицинский психолог. Более 25 лет занимаюсь психологическим консультированием и психотерапией. Считаю, что в экстремальных ситуациях важно помочь найти человеку точки опоры и задействовать имеющиеся резервы. Иногда могут сработать очень простые действия и навыки, просто не всегда они нам очевидны. Помогаю эффективно справляться с тревогой и стрессом.

Контакты:
Skype: ligita364
WhatsApp: +79213398522
Время работы:
Понедельник 11:00;
Среда 20:00;
Пятница 11:00.

Надежкина Любовь Сергеевна

Психолог-консультант, психотерапевт. Работаю в гештальт-подходе. Готова поддержать вас в кризисной ситуации, помочь справиться со стрессом. Работаю индивидуально и с малой группой, семьёй, например, или с партнёром.

Контакты:
WhatsApp: +79500266762
Время работы:
Вторник 15:00, 16:00;
Четверг 15:00, 16:00.

Никольская Светлана Сергеевна

Кризисный психолог, клинический психолог, психотерапевт европейского реестра, психотравматолог. Индивидуальная, семейная, групповая терапия. 

Контакты:
Телефон: +79219467328
Skype: Svetlanani1, Svetlanani@bk.ru
Время работы:
Понедельник 13:00, 14:00, 19:00;
Среда 17:00, 18:00, 19:00;
Пятница 13:00, 19:00, 20:00.

Кононова Лариса Ивановна

Психолог, образование — Санкт-Петербургский университет. Стаж практической работы более 25 лет. Мой опыт подсказывает — в трудные времена бывает важно просто поговорить с кем-то. С кем-то, кто может выслушать, принять на себя частичку твоей боли, тревоги, беспокойства. Я давно в профессии, я умею это делать. А ещё мы сможем поговорить о способах саморегуляции и управления стрессом. Обращайся.

Контакты:
Телефон, Viber, WhatsApp: +79052652720
Skype: larisa160468
Время работы:
Вторник 15:00, 16:00;
Пятница 20:00, 21:00.

Шапиро Юлия Валентиновна

Психолог, образование: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, 1997 год выпуска. Санкт-Петербургский институт гештальт-терапии и тренинговых программ (СПИГ), 2005 год выпуска. 

Контакты:
WhatsApp: +79967884498
Время работы:
Вторник 18:30.

Щавель Мария Александровна

Медицинский психолог. Стаж практики 8 лет. Работаю психологом в ГБУ «Центр семьи» в формате индивидуального и семейного консультирования. Занимаюсь сопровождением на следственных действиях несовершеннолетних, пострадавших от действий сексуального характера. Веду частную практику. Опыт работы в Skype, WhatsApp и на телефоне доверия.

Контакты:
WhatsApp: +79219388067
Skype: shamarusa
Время работы:
Среда 18:00, 19:00, 20:00; 
Пятница 18:00, 19:00, 20:00;
Суббота 12:00, 13:00, 14:00.

ФИО специалистаКонтактыпнвтсрчтптсб
Ахматчина Татьяна ВладимировнаSkype: Nefilima
Телефон, WhatsApp: +79118170785
17.00
18.00
19.00
17.00
18.00
19.00
Волкова Наталья СергеевнаТелефон, WhatsApp:
+79218486322
12.00
20.00
13.00
14.00
18.00
19.00
Двоеглазова Ирина БорисовнаSkype: binokleva
Телефон, WhatsApp: +79219524032
14.00
17.00
20.00
13.00
16.00
18.00
Иванова Марина ГеннадьевнаSkype: mivanova200
Телефон, WhatsApp, Telegram: +79218592761
11:00
Малявина Наталия ГеоргиевнаSkype: +7-921-651-82-73
Телефон, WhatsApp: +79216518273
11.00
Миркина Ольга АлександровнаТелефон, WhatsApp: +7921750937612.00
13.00
17.00
18.00
Муране Лигита БрониславовнаSkype: ligita364
WhatsApp: +79213398522
11:0020:0011:00
Надежкина Любовь СергеевнаWhatsApp:
+79500266762
15:00
16:00
15:00
16:00
Никольская Светлана СергеевнаТелефон: +79219467328
Skype: Svetlanani1, Svetlanani@bk.ru
13.00
14.00
19.00
17.00
18.00
19.00
13.00
19.00
20.00
Кононова Лариса ИвановнаТелефон, Viber, WhatsApp: +79052652720
Skype: larisa160468
15.00
16.00
20:00
21:00
Шапиро Юлия ВалентиновнаWhatsApp: +7996788449818:30
Щавель Мария АлександровнаWhatsApp: +79219388067
Skype: shamarusa
18:00
19:00
20:00
18:00
19:00
20:00
12:00
13:00
14:00