Позитивная психотерапия (ППТ) - терапевтический подход, разработа Носсратом Пезешкианом в 1970-1980-е гг.
Изначально известный как "дифференциальный анализ", он был переименован в "позитивную психотерапию" после того, как Пезешкиан в 1977 г.опубликовал свою работу, а в 1987 г. была переведена на английский язык. Термин "positive" или "positivus" (от лат.) в ППТ обозначает действительные, реальные и конкретные аспекты человеческого опыта.
Основной задачей позитивной психотерапии и ее практиков является помощь пациентам и клиентам в осознании и развитии их способностей, сильных сторон, ресурсов и потенциалов. Этот подход сочетает в себе элементы различных направлений психотерапии, в том числе:
ППТ характеризуется конфликтно-ориентированным и ресурсно-ориентированным подходом, который опирается на транскультуральные наблюдения более чем в двадцати различных культурах. Позиционируясь между мануализированной когнитивно-поведенческой терапией и процессуально-ориентированной аналитической психотерапией, ППТ использует полуструктурированный подход к диагностике, лечению, посттерапевтической самопомощи и обучению.
12.07.2024
Основатель позитивной психотерапии профессор д-р Носсрат Пезешкиан - немецкий психиатр, невролог, психотерапевт и специалист по психосоматической медицине, выходец из Ирана. В конце 1960-х - начале 1970-х годов он черпал вдохновение в различных источниках, личностях и разработках:
Носсрат Пезешкиан тесно связан с развитием этого подхода: его история жизни и личность в значительной степени повлияли на его создание. Биограф Пезешкиана назвал его "странником между двумя мирами"[7], а его биография имеет подзаголовок "Восток и Запад".
По словам Пезешкиана, к разработке позитивной психотерапии его подтолкнул собственный опыт иранца, живущего в Европе с 1954 г., который позволил ему остро ощутить различия в поведении, обычаях и установках представителей разных культур. Это осознание началось еще в детстве, когда он, будучи бахаистом, наблюдал, как различаются религиозные обычаи среди его одноклассников и учителей-мусульман, христиан и иудеев. Этот опыт заставил его задуматься о взаимоотношениях между различными религиями и людьми, а также о том, что отношение к ним является следствием мировоззрения и семейных представлений. Во время прохождения медицинской специализации Пезешкиан стал свидетелем столкновения различных психиатрических, неврологических и психотерапевтических позиций, что научило его отбрасывать предрассудки. Этот опыт помог ему чувствовать себя комфортно на Западе, где такие понятия, как равенство мужчин и женщин, всегда были для него само собой разумеющимися[7].
Позитивная психотерапия восходит к основам гуманистической психологии и психотерапии, заложенным такими пионерами, как Курт Гольдштейн, Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Во время обучения Носсрат Пезешкиан был под глубоким влиянием личных встреч с такими известными психотерапевтами, как [Meng|Генрих Менг], Виктор Франкл и Якоб Леви Морено, которые оказали на него неизгладимое впечатление. Однако Пезешкиан также был свидетелем конфликтов между различными школами и подходами в немецком психотерапевтическом сообществе, где психоаналитики и поведенческие терапевты отказывались сотрудничать даже за простым обедом[7]. Кроме того, сильное влияние психоанализа и его последующего развития, включая неофрейдистский, психосоматический и фокус-ориентированный подходы, такие как Балинт, также сформировали взгляд Пезешкиана. В ответ на эти разделения он стремился построить метатеорию, которая могла бы преодолеть разрыв между различными методами. В то же время определенные принципы веры бахаи глубоко интересовали и вдохновляли Носсрата Пезешкиана на протяжении всей его жизни. Эти принципы включали в себя гармонию между наукой и религией, представление бахаи о человеке как о "шахте, богатой драгоценными камнями неоценимой ценности"[8] и видение глобального общества, охватывающего культурное разнообразие. Эти принципы сыграли значительную роль в формировании его творчества и философского мировоззрения.
Продвижение позитивной психотерапии можно объяснить рядом факторов, способствовавших ее развитию в течение длительного времени. К ним относятся знания, полученные в процессе непрерывного медицинского образования, опыт работы с пациентами в психотерапевтической и психосоматической практике, взаимодействие с представителями различных культур, религий и систем ценностей, а также многообразие и разноплановость методов психотерапии. В результате накопленного опыта в 1969 г. был создан "Дифференциальный анализ", который впоследствии подвергся доработке и в 1977 г. оформился как Позитивная психотерапия. Названия ранних книг Пезешкиана, таких как "Психотерапия повседневной жизни" (1974) и "В поисках смысла" (1983), отражают влияние психоанализа и экзистенциальных школ психотерапии на развитие позитивной психотерапии.[9] Кроме того, название "Позитивная семейная терапия" (1980) подчеркивает ее параллельное развитие с системной семейной терапией в 1970-е годы. В общей сложности Пезешкиан является автором 29 книг и многочисленных статей, посвященных этому подходу, что способствовало его широкому распространению в литературе.